Tohatsu на Алдане

23.04.2014

Долгожданный отпуск большой компанией мы решили провести в юго-восточной Якутии, в регионе, где Крайний Север переходит в Дальний Восток и наоборот. Главным способом передвижения выбрали водный, основной «ниткой» определили среднее течение реки Алдан, планируя подняться в некоторые интересные притоки.

Суммарная протяженность водной части нашего маршрута – до полутора тысяч километров, в зависимости от погоды и обстоятельств. Общий путь, с кратковременными остановками для рыбалки и отдыха, мы наметили пройти за три недели. Для перемещения по воде компании из восьми человек и груза мы собрали караван из четырех лодок – надувных, рассчитанных на установку подвесных лодочных моторов. В силу сложностей с заброской варианты с цельнометаллическими судами группа не рассматривала: к верховьям Алдана, из Якутска, требовалось проехать по дорогам общего пользования около 400 км, перевозя все свое с собой. Если с подбором лодок мы определились довольно быстро – на этом рынке не особенно много предложений – то с выбором лодочных моторов для экспедиции дело обстояло сложнее. Конкуренция в отрасли предельно высока, известные производители идут, что называется, нос к носу.

В итоге, на четырех транцах оказались четыре совершенно разных двигателя: «чистокровный американец», «бывший американец» и два «японца». Одним из японских моторов стал винтовой двухтактный Tohatsu мощностью 25 л.с.

Агрегат, известный нам лишь по отзывам, довольно редкий на якутском рынке и вполне распространенный в мире: лодочные моторы Tohatsu поставляются в 120 стран и выпускаются более полувека.

Итак, Tohatsu мы использовали впервые. Какое он оставил впечатление? Простой кондовый мотор, без хитростей, сюрпризов и тонкостей. Соотношение всех важных параметров – мощности, экономичности, веса, размеров и надежности – оптимальное. Tohatsu работал на самой крупной лодке и постоянно вез самый большой вес, вытаскивая судно на глиссер и против ветра, и на волне. То, что путешествие прошло по графику, во многом заслуга этого двухтактника. Впервые эксплуатировали мы не только этот мотор, но и лодку, которая шла под ним. Перед тем, как отправиться в путь, пришлось нарастить транец, причем аналогичные процедуры были проведены и на остальных судах. Времени на это ушло много – весь световой день. Однако, по случайности или нет, только Tohatsu встал почти как влитой, словно «там оно и было» – подложили небольшую рейку 1 см, и все.

Теперь немного о самом моторе. Опробовать его удалось в режиме как штатной, так и предельной эксплуатации. Иногда, например, в устье реки Мая, высота волны достигала полуметра и более. В первые дни маршрута загрузка лодки превышала разрешенные 880 кг. А половину дистанции двигатель прошел на бензине марки АИ-76. В итоге, мой напарник дал Tohatsu 25 однословную оценку: неубиваемый. Более верный эпитет придумать сложно. За три недели пути не то чтобы ни одной поломки – даже ни одного намека на неисправность! Движок заводился заметно лучше двух «ручных» конкурентов. Повышенным аппетитом не страдал, лишь немного уступая по этому показателю другому «японцу» из нашего каравана, более мощному и четырехтактному. Однако особенным открытием Tohatsu стал после замены винта: две трети маршрута он прошел с грузовым винтом стороннего производителя, который мы поставили для экономии родного винта в начале мелководья, и, честно говоря, наобум, не особенно вдаваясь в технические нюансы. Ну, не было на это времени, признаем недочет. Все, что требовалось от мотора в начале маршрута – выйти на глиссер. Что он и делал: выходил, иногда с трудом, тащил все самое тяжелое и негабаритное, отставал и догонял караван. Пока мы не поставили его родной винт.

И здесь Tohatsu преобразился... Если вы видели выход на глиссер лодки за три секунды – надувной лодки, с обычным винтовым мотором в 25 «лошадей», – вы поймете наше удивление. А мы-то считали его тихоходом, пригрузив 800 кг... А он с этим весом летит под 40 км/ч!

Общее мнение таково: агрегат стоит своих денег. Если вам нужна отличная «рабочая лошадка», Tohatsu 25 себя оправдывает по всем показателям. Он прост, экономичен, надежен. Самый промысловый мотор, для сложных рек!

Андрей Текуцкий, источник: katera.ru